Основные этапы взыскания долга: что происходит после просрочки
После заключения договора кредитор выплачивает оговоренную сумму и спустя месяц наступает время первого платежа. Если этого не происходит, МФО действует по определенной схеме. Она представлена следующими пунктами:
- Телефонные звонки. Сотрудники микрофинансовой организации вначале предполагают, что клиент просто забыл о платеже или у него не получается перевести деньги по временным причинам.
- Отправка сообщений. Еще один способ напоминания и призыва избежать конфликта. Отправляют на номер, указанный в заключенном договоре.
- Отправка писем через почту. Этот способ считается признаком того, что организация готовится обратиться в суд. МФО подготовит доказательство попытки мирного урегулирования проблемы.
- Попытка личной встречи. Зачастую это делают коллекторы. Они пытаются объяснить, что избежать выплаты долга не получится.
- Обращение в суд. Заемщик не сможет избежать ответственности даже в случае, когда будет избегать заседания. Дело рассматривается без его присутствия, после решение вступает в силу и привлекаются государственные органы.
При этом все действия МФО законны. Некоторые заемщики, указавшие недостоверную информацию о себе, считают, что смогут избежать ответственности. На практике при заключении договора права обеих сторон защищены законом.
Привлечение отдела по работе с должниками
При недлительном или несистематичном нарушении графика должниками занимается соответствующий отдел самой микрофинансовой организации. Применяемые методы:
- Телефонные звонки. Они используются в качестве напоминания об обязательствах. Как правило, звонят на указанный номер в договоре. Если его отключить, проблемы не решить.
- Электронные и почтовые письма. В суде потребуется подтверждение того, что кредитор пытался установить связь с заемщиком и урегулировать проблему.
- Визиты по адресу проживания или прописки. Сотрудники микрофинансовой организации попытаются уговорить выполнить свои обязательства.
Этот этап вызывает минимальное количество проблем. Основная цель МФО напомнить о том, что нужно своевременно вносить платежи по разработанному графику (составляется таблица).
Работа коллекторного агентства
Этот метод взыскания средств с должников считается законным. После того как заемщик не отреагировал на просьбы выполнить свои обязательства, кредитор обращается в компании, предоставляющие подобные услуги.
Для обеспечения требуемого уровня эффективности работы коллекторы прибегают к неприятным способам влияния. Однако, в законодательство есть пункты, связанные с регулированием их работы. Коллекторы имеют право на два звонка и оду встречу в неделю. При этом запрещены угрозы, запугивания и иные противозаконные действия.
При нарушении правил заемщик может обратиться в правоохранительные органы. Однако это не означает, что долговые обязательства будут прекращены или кредитор не обратиться в другую организацию.
Выходом из сложившейся ситуации становится регулирование вопроса с МФО. Фирма может пойти на уступки и изменить график платежей.
Права и обязанности заемщиков
Встречаются различные ситуации, в некоторых заемщик не может выполнить свои обязательства (непредвиденные обстоятельства, наступление кризиса). При попытке сотрудников МФО связаться не стоит сбрасывать звонки. Обычный разговор зачастую помогает найти выход из сложившейся ситуации.
Если не получится найти выход нужно готовиться к защите в суде. В большинстве случаев признаются права кредитора на получение средств, но есть шанс получения отсрочки и уменьшения размера выплат (основной долг останется, но уменьшат комиссию). Есть законы, на которые стоит обратить внимание:
- Ст. 404 ГК РФ. Сократить размер неустойки могут только в случае, если будет доказано, что сотрудники МФО вводили своего клиента в заблуждение. Но полностью долг не аннулируют.
- Ст. 333 ГК РФ. При определенном материальном положении суд может принять решение об снижении неустойки. Для этого также следует заранее подготовить доказательства.
- Ст. 203 ГПК РФ. Суд при предоставлении доказательства снижения платежеспособности и ухудшения состояния здоровья может принять решение об отсрочке без начисления штрафных санкций. Однако, для этого нужно будет предоставить доказательства.
Освободиться полностью от задолженности не получится, даже при доказательстве серьезных финансовых проблем. Для этого можно воспользоваться возможностью объявить себя банкротом. Но эта процедура имеет свои преимущества и недостатки, которые нужно предварительно рассмотреть.
Возможные юридические последствия для заемщиков
Договор считается юридическим документом. При его подписании заемщик соглашается с обязательствами и другими условиями. Поэтому такое действие определяет, что при их невыполнении возникают последствия.
В последнее время судебные дела, в которых истцом выступает кредитор, стали все более распространенными. Связано с тем, что МФО не хотят обращаться к коллекторам, действуют в рамках законодательства.
Проблемной ситуацией считается случай, когда за взысканием долгов в судебном порядке обращаются спустя некоторое время. Это приводит к начислению штрафов. МФО стараются сразу решать проблему, но есть исключения:
- Ошибка сотрудника. Из-за достаточно большого количества клиентов они своевременно не определили должника, но система начала начислять штрафные санкции.
- Нелегальная деятельность. Компании, не получившие лицензию, не смогут обратиться в суд, так как заключаемый договор не имеет юридической силы.
- Отсутствие юриста в штате компании. Ошибки с подготовкой судебного риска увеличивают время, которое требуется для рассмотрения дела.
- Нежелание нести дополнительные расходы. В этом случае нужно быть готовым к тому, что коллекторы станут нарушать законы и пытаться психологически давить на должника.
В этом случае нужно быть готовым к тому, что эффективных доводов для аннулирования долга не будет. Но определенная стратегия позволит снизить свои расходы.
Советы по урегулированию задолженности
Заемщик сам должен стремиться к урегулированию вопроса и избежания конфликта. В случае несоблюдения графика платежей он находится в невыгодной ситуации. Есть рекомендации:
- Всегда отвечать на звонки и не бросать трубку. Подобное поведение указывает на враждебность.
- Заблаговременно подготавливается список аргументов (они должны быть подтверждены) для снижения финансовой нагрузки. Кредитор может дать отсрочку, каждый клиент рассматривается индивидуально.
- Нужно прийти в офис для личного общения с представителем МФО. Такой шаг укажет на стремление урегулировать проблему мирно.
Что касается с коллекторских агентств, с ними общаться намного сложнее. В первую очередь следует отказаться от грубого поведения. Они имеют полное право на звонки и отправку сообщений, встречи для обсуждения возникшей проблемы. Если они переходят черту, нужно обратиться в правоохранительные органы.
Заключение
Приведенная выше информация указывает на то, что у кредитора есть много способов вернуть свои средства в случае, когда заемщик не выполняет обязательства. В первое время создается впечатление, есть возможность избежать своих обязательств. Но на практике МФО законными путями всегда возвращает долги. Люди, пренебрегающие этим вопросом, несут большие затраты. На первых моментах отдел по работе с должниками пытается урегулировать все мирным путем. Микрофинансовая организация также не заинтересована в привлечении коллекторов и подаче иска, так как это увеличит расходы. Однако, попытки избежать разговоров, грубые ответы и хамство не приведут к снисходительному отношению. Никакие причины не могут снять долговые обязательства.