Несмотря на то, что потенциальным рискам невозврата суммы по долгу подвержены банки (микрокредитные компании), у заемщика тоже имеются свои права, которые он вынужден будет отстаивать в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. Данная статья представляет собой сборник советов и рекомендаций по защите интересов клиента, собирающегося взять кредит.
Перечень основных интересов и прав заемщика
Основным юридическим документом, где прописаны права заемщика (ровно, как и обязанности), является кредитный договор. Положения данного соглашения должны полностью соответствовать требованиям банковских регламентов и законодательных актов.
Для сведения: для нивелирования потенциальных рисков, связанных с недобросовестностью банка, который выдает кредит, рекомендуется перед подписанием договора отдать его на изучение в специализированное юридическое агентство. Несмотря на то, что данная услуга является платной, этим самым вы ограничите себя от проблем, касающихся установки сложных процентов и накрутки процентной ставки.
Приходится констатировать интересный факт, что действующее законодательство стоит на защите не только банковских структур, но и заемщиков. Данная защита сводится к наложению некоторых лимитов и запретов, учитываемых при составлении договора на выдачу кредита.
Среди ключевых аспектов и выдержек, касающихся интересов и прав заемщика, необходимо упомянуть:
- В кредитном договоре запрещено фиксировать сложную процентную ставку (накрутка на установленный процент).
- Банк не вправе настаивать на немедленном погашении кредита, если заемщик попал в сложную финансовую ситуацию (ухудшилась кредитоспособность).
- В случае одобрения заявки по кредиту клиент вправе от него отказаться без банковских штрафов и комиссий (до момента получения денежных средств на руки).
- Банк не имеет право препятствовать в досрочном погашении кредита по волеизъявлению заемщика свыше периода времени, установленного в законодательных актах.
Важно: для проведения данной процедуры заемщик должен уведомить кредитора о своем желании погасить долг (не менее 30 календарных дней до момента погашения).
- Дополнительные платежи и комиссионные сборы, которые противоречат условиям кредитования, запрещены (если они не были установлены в договоре по кредиту).
- В любое удобное время заемщик вправе бесплатно получить информацию о текущем состоянии кредитной задолженности (сумме внесенных денежных средств и остаток по основному долгу).
Для сведения: данные запреты и ограничения не отменяют обязанностей заемщика по выплате долга перед микрокредитной компанией (банком), но в достаточной мере нивелируют чрезмерные “аппетиты” финансовых учреждений, которые намереваются накрутить процент. В случае несоблюдения договорных условий клиент вправе обратиться за защитой своих интересов в судебные инстанции.
Какие интересы заемщиков нарушаются чаще обычного
Необходимо понимать, что ни одна банковская структура не пойдет на грубый обман своего клиента. За несоблюдение элементарных субординаций можно серьезно поплатиться, вплоть до наложения многомиллионных штрафов, налагаемых соответствующими надзорными организациями. Регулярное нарушение действующего законодательства при составлении кредитного договора может привести даже к банкротству.
Вместо этого, многие микрокредитные компании идут на небольшие ухищрения, которые несут финансовую выгоду, например, навязывание ненужных платных сервисов.
Среди самых распространенных уловок банков необходимо выделить:
- В кредитном договоре не прописывается вся сумма займа. Такая информация должна быть на первой странице. При подписании договора сотрудник банка обязан ее озвучить заемщику.
- Принудительное навязывание доп. услуг. Наиболее часто заемщика принуждают страховать свой кредит и получать развернутое информирование посредствам СМС-рассылок.
В качестве информации: банк предлагает страховаться буквально на все случаи жизни, включая порчу личного автотранспорта, кражу имущества, потерю трудоспособности, получение инвалидности или заболевание.
Целесообразно подписать страховое свидетельство, если в совокупности с кредитным договором по нему будет понижена процентная ставка. Для этого необходимо попросить банковского работника просчитать объем выплат по кредиту со страховкой и при ее отсутствии.
Переплаты касаются и СМС-информирования. Если вы всегда ответственно подходите к выплате задолженности, то дополнительного оповещения не требуется.
- Предоставление платной информационной услуги, касающейся задолженности по кредитному договору. В соответствии с требованиями действующего законодательства (“Закон о защите прав потребителей”, положение 10), все актуальные данные об остатке суммы основного долга и внесенных денежных средствах должны предоставляться банком на безвозмездной основе.
Важно: если сотрудник банка настаивает на взимании денег за оказание данной услуги, клиент вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
- Препятствие клиенту в расторжении договора по кредиту. Зачастую банковские специалисты информируют заемщика, что после принятия положительного решения по заявке, он не имеет права оказаться от кредитования. Данное нередко случается, когда при предварительном подсчете размер процентной ставки один, а при одобрении кредита совершенно другой. Клиент вправе отказаться от кредитования даже после подписания договора, до момента фактического получения денежных средств на руки.
- Списание суммы по задолженности с любых финансовых источников должника. Ранее подобную практику брал себе “на вооружение” Сбербанк, списывая денежные средства с банковской карты или р/с заемщика. Теперь же такие операции вне закона.
- Положения кредитного договора были изменены в одностороннем порядке. После составления и подписания двухстороннего кредитного соглашения, его положения и разделы фиксированы. Чтобы их как-то изменить, должно заключаться дополнительное соглашение.
По собственному усмотрению банка не допускается изменять:
- сумму процентной ставки по кредитному договору;
- перечень информационных сервисов, дополнительных услуг, операций, которые касаются обслуживания кредита;
- сроки, условия, периодичность внесения денежных средств, связанных с погашением кредитной задолженности;
Для справки: если в договоре банк оставляет за собой право вносить в него корректировки в одностороннем порядке, заемщик имеет все основания для обращения в суд.
Как избежать неурядиц, связанных с ухищрениями банков
Чтобы избежать ненужных переплат, комиссий и штрафов, связанных с погашением банковской задолженности, рекомендуется тщательно изучить положения и разделы договора и проанализировать их перед подписанием. Если вы не обладаете достаточными знаниями и компетенцией в части договорных отношений, и связанного с ними действующего законодательства, воспользуйтесь услугами специализированной юридической компании.
Также рекомендуется соблюдать следующее:
- запросите у кредитора всеобъемлющую информацию о налагаемых комиссионных сборах, сумме процентной ставки, дополнительных сервисах и объеме основного долга. Убедитесь, что все эти данные прописаны в договоре;
- ведите учет всех документов и записей, которые связаны с договором по кредиту (дополнительные соглашения, квитанции об оплате, справки о досрочном погашении и.т.д.);
- при несоблюдении прав заемщика, не мешкайте, обращайтесь за оказанием содействия в одну из юридических контор.
То, что действующее законодательство защищает исключительно интересы банковских структур – скептическая точка зрения. Права заемщика для государства не менее приоритетны, чем права кредитора. Осведомленность и знание своих интересов в качестве субъекта, получающего кредит, позволит избежать недобросовестности банков, которые нацелены в излишней финансовой выгоде.